07.06.2018

Ключевая реформа образования

Прогресс невозможен без перемен, и те, кто

не способен изменить свое мышление,

не могут изменить ничего.

                       Бернард Шоу

 

          С  первого сентября 2018 года стартует обучение первоклассников по программе Новой украинской школы.

         Новая украинская школа – это ключевая реформа Министерства образования и науки Украины. Главная цель – создать школу, в которой будет комфортно  учиться, и которая будет давать детям не только знания, как это происходит сейчас, а и умения применять их в жизни.

         НУШ – это школа, в которой прислушиваются к  мнению школьников, учат  их критически мыслить, не бояться высказывать собственное мнение, а также, здесь царят сотрудничество и взаимопонимание. Новая школа будет работать на принципах «педагогики партнерства». В основе – общение, взаимодействие и сотрудничество между учителем, учеником и родителями. В рамках этой модели школа максимально будет учитывать права ребенка, его способности, потребности и интересы. Планирование и дизайн образовательной среды школы будут направлены на развитие ученика и мотивацию его к обучению.

         Реформа НУШ рассчитана на годы, ведь невозможно быстро изменить традиции в образовании, что создавались в Украине на протяжении десятилетий. Однако изменения уже начались, и Министерство образования и науки Украины делает все, чтобы они были необратимыми. Так, в сентябре 2017 года был принят новый Закон Украины «Об образовании», который регулирует основные положения новой образовательной системы. На очереди – принятие нового Закона Украины «Об общем среднем образовании», в котором будут более детально раскрыты изменения.

        В феврале 2018 года был утвержден новый Государственный стандарт начального образования. Именно этот Стандарт в  прошлом учебном году апробировали в 100 школах Украины, в Одесской области –  в 7 школах обучение первоклассников велось за программой Новой украинской школы. И этот эксперимент показал успешные результаты.

Первоклассники обучались по-новому: получали знания и навыки через деятельность, а во время утренних встреч в кругу одноклассников  учились высказывать свои мысли, чувства и слушать других.

        Новый Стандарт начального образования предусматривает, что учителя будут работать, используя  новые подходы, методики, поэтому Министерство образования и науки Украины совместно с общественным объединением «Освитория», международным фондом «Возрождение» и студией онлайн-образования EdEra уже начали с 01 февраля 2018 года подготовку учителей, которые будут обучать первоклассников с 01 сентября 2018 года.

         Также для информирования о продвижении реформы и ее ключевых позиций создан сайт «Новая украинская школа» в партнерстве с общественной организацией «Смарт образование».

С целью повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов школ района для работы в условиях Новой украинской школы, реализации заданий нового Государственного стандарта начального образования методическим кабинетом отдела образования и молодежной политики на базе Килийського УВК «ООШ І-ІІІ ступеней № 3 – лицей» были проведены две очные  сессии:

- 2 дня в феврале 2018 г. в соответствии с Программой первого профессионального обучающего модуля "Современный учитель как проводник изменений" путем проведения интерактивных лекций, тренинговых занятий, презентаций;

- 3 дня в марте 2018 г. в соответствии с Программой профессиональных обучающих модулей: "Содержание начального образования в измерении нынешнего времени", "Организация эффективной и безопасной образовательной среды", "Педагогика партнерства: сущность, основные принципы" на которой, кроме  интерактивных лекций, тренинговых занятий, презентаций, также были организованы с участниками "утренние встречи", "физкультурные минутки" из опыта работы учителями высшей квалификационной категории, "учителями-методистами" школ района.

39 педагогов общеобразовательных школ района, на которых возложена ответственная миссия – реформирование начального образования, вдохновенно работали с тренерами, которые прошли тренинговое обучение в Одесском областном институте усовершенствования учителей, Барладян Е.И. (методист методического кабинета отдела образования и молодежной политики), Крюковой М.М. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вилковской ООШ I-III ст. № 1).

Учеба была организована таким образом, чтобы педагоги усвоили новую информацию, имели возможность отреагировать на нее, понять, закрепить ее и в дальнейшем использовать полученные знания в работе с детьми.

Учителя «вживались» в новые роли  наставника, модератора, фасилитатора и друга, чтобы создать такие условия в образовательном процессе, где каждый ребенок будет чувствовать себя счастливым.

С 11 июня по 15 июня 2018 года планируется проведение итоговой очной сессии для учителей начальных классов школ района.

Также повышают квалификацию заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе, учителя предмета «Искусство», физической культуры, иностранных языков, которые с нового учебного года будут обучать первоклассников.

 

Что изменится для учеников

 

         Ключевое изменение для школьников касается подходов к обучению и содержанию образования.

         Ведь цель НУШ – воспитать инноватора и гражданина, который умеет принимать ответственные решения и придерживаться прав человека.

          На уровне начального образования образовательный процесс будет организован по циклам:

          первый цикл начального образования – адаптационно-игровой (1-2 классы);

          второй цикл начального образования – основной (3-4 классы).

 

         Вместо заучивания фактов и определений понятий, ученики будут приобретать компетентности. Это динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личностных качеств, что определяет способность личности успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и дальнейшую образовательную деятельность. То есть формируется ядро знаний, на которое будут накладываться умения этими знаниями пользоваться, ценности и навыки, которые понадобятся выпускникам украинской школы в профессиональной и личной жизни. Список компетентностей, которые будут приобретать школьники, уже закреплены Законом Украины «Об образовании». Он составлен с учетом «Рекомендаций Европейского Парламента и Совета Европы по формированию ключевых компетентностей образования на протяжении жизни»:

- свободное владение государственным языком;

- способность общаться родным и иностранными языками;

- математическая компетентность;

- компетентности в отрасли естественных наук, техники и технологий;

- инновационность;

- экологическая компетентность;

- обучение на протяжении жизни;

- информационно-комуникационная компетентность;

- гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового способа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;

- культурная компетентность;

- предпринимательство и финансовая грамотность.

 

         Общими для всех компетентностей являются так называемые сквозные умения: чтение с пониманием, умение высказывать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими людьми.

         Чтобы приобретать компетентности, школьники будут обучаться за деятельностным подходом – то есть чаще что-то делать, вместо сидения за партами и слушания учителя.

          Также Концепция НУШ предлагает внедрять интегрированное и проектное обучение. Такой способ способствует тому, что ученики получают целостное представление о мире – ведь изучают явления с точки зрения разных наук и учатся решать реальные проблемы с помощью знаний из разных дисциплин.

         А еще реформа – это об образовательной среде. И это, прежде всего, не техника или мебель. Хотя благодаря децентрализации финансирование школ увеличилось, и постепенно обновляется материально-техническая база.

         Изменение образовательной среды – это изменение отношения к ребенку: уважение, внимание к нему и стремление найти оптимальный способ для его эффективного обучения. Именно такой будет Новая украинская школа.

 

Что меняется для родителей

 

         Один из принципов Новой украинской школы – партнерство, в  том числе между школой и родителями. Родители могут создавать свои органы общественного самоуправления, влиять на образовательный и воспитательный процессы.

         Родителям легче будет контролировать финансы школы. Все учебные заведения, которые получают бюджетное или благотворительное финансирование, обязаны опубликовать свою смету и информировать о затратах. И родители теперь могут осуществлять перечисление благотворительных взносов целенаправленно на школу, а не собирать наличные деньги, которые очень сложно учитывать.

         Сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса – учителями, учениками, администрацией и родителями – краеугольный камень, который поможет достичь всех других результатов. Ведь только так можно реализовать главную цель: изменить образовательную среду, внедрить обучение в жизнь.

         И наконец – сделать украинскую школу открытой, интересной и современной.


 

Как изменится материально-техническая база в начальной школе

с 1 сентября 2018 года

 

         Организация образовательного пространства в учебном кабинете начальной школы требует широкого использования новых ІТ - технологий, новых дидактических материалов, обновления учебного оборудования, мебели.

         Для реализации поставленной задачи по созданию нового образовательного пространства  государственным и районным бюджетом предусмотрено серьёзное финансирование, а именно: на приобретение для 493 первоклассников одноместного антисколиозного стола и стульчика – 1 млн 269 тыс.грн., на приобретение дидактических материалов - 479 тыс.грн., на приобретение компьютерной техники – 293 тыс. грн., на приобретение компьютерной техники для педагогов –  240 тыс.грн.

 

 

 

Отдел образования и молодежной политики КРДА

(начальник Мергут С.И)